Головна Педагогіка Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЛЕКЦИИ И ИХ УСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ
joomla
СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЛЕКЦИИ И ИХ УСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ
Педагогіка - Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка

В. П. Карчевский, Н. В. Карчевская

Использование современных мультимедийных компьютерных средств обучения и в целом информатизация образования требует решения проблемы постоянного анализа и творческого


Совершенствования лекций. Необходимо постоянно изучать процесс „живого’’ общения преподавателя со студентом [1].

Готовясь к лекции, следует учитывать, что в ней систематически, последовательно, логично, четко должен излагаться большой по объему учебный материал, содержание научных проблем. Анализ опыта преподавания ученых-педагогов свидетельствует, что хорошо прочитанная лекция, не только содержит ценный научный материал, но и учит мыслить. Мысли, взгляды, убеждения преподавателя нередко становятся мыслями и убеждениями студентов, а манера лектора подавать материал, доказывать, аргументировать, обобщать, подводить итоги - образцом для студента и используется в его будущей профессиональной деятельности [2].

Эффективность лекции зависит не только от ее содержания и информационных мультимедийных технологий, которые использует лектор, но и от организации и реализации самостоятельной работы студента по усвоению материала лекции.

По нашему мнению, в настоящее время формируется информационная обучающая среда, которая включает:

1. материал лекции;

2. работу с дополнительными источниками информации (литература, Интернет);

3. самостоятельную работу с лекционным материалом и составление опорного конспекта;

4. работу на практических, лабораторных и семинарских занятиях по теме леции;

5. оценку уровня знаний студента как на основе практических профессиональных работ, так и на основе анализа преподавателем опорного конспекта лекции.

Обосновывая такую структуру обучающей среды, авторы базируются на опыте преподавания. Авторы, особенно в последние годы, испытывают постоянные сомнения и тревогу по поводу качества вузовского обучения. За плечами каждого из нас почти сорокалетний трудовой преподавательский стаж. Оценка многих фактов и публикаций только усугубляют эту тревогу...

Нами широко используются графические и компьютерные мультимедийные проекторы на лекциях по предметам компьютерного цикла и информационных технологий. Естественно, при этом предполагалось, что это позволит повысить уровень знаний студентов в инженерно-педагогическом вузе. Однако заметного положительного результата достичь не удается. Стали более понятны соображения противников лекционного изложения учебного материала, которые считают, что лекция приучает к пассивному восприятию чужих мыслей, тормозит самостоятельное мышление. Причем, чем лучше лекция (а благодаря мультимедиа лекция в области информационных технологий, бесспорно, становится лучше), тем вероятность этого больше [3].

Так, известны различные, иногда довольно острые и неожиданные на первый взгляд высказывания о использовании, в том числе на лекциях графики, языка, мультимедиа и телевидения, сети Интернет.

1. Величайший вклад Леонардо да Винчи в анатомию состоит в создании целой системы рисунков, которые и в наши дни помогают врачам донести до студентов знания. Жившие до Леонардо преподаватели медицины мало интересовались анатомическими рисунками; более того, многие из них оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Система Леонардо включала в себя показ объекта в четырех видах, чтобы его можно было досконально осмотреть со всех сторон; все нарисованное Леонардо было настолько ясно и убедительно, что никто больше не мог отрицать значения рисунка в преподавании медицины. Леонардо создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. Он с поразительным мастерством представил,,внутренний мир’’ вен, артерий и нервов. С появлением медицинского учебника в семи книгах,,De humanis corporis fabrica’’ (,,О строении человеческого тела’’) Везалия (1543), иллюстрированного созданными по принципу Леонардо гравюрами на дереве, анатомический рисунок сделался тем, чем остается в наши дни [4].

2. Обратим внимание на содержание текста лекции и речь педагога. В этом плане необходимо выделить:

- стилистические и терминологические особенности языка

Лектора;

- правильность, богатство и лаконичность языка;

- эмоциональность изложения [5].

А что же мы имеем? Известный лингвист М. Кронгауз написал книгу с тревожным названием,,Русский язык на грани нервного срыва’’. По его мысли, ,,великий и могучий’’ в его нынешнем,,интересном положении’’ расколол русскоговорящих не хуже, чем нашествие татаро - монголов. Мы сегодня говорим в основном на четырех „диалектах’’ - гламурном, бранно-бандитском, иностранно-заимствованном и интернетовском. Практически на разных языках.

В русском языке не без основания ищут и национальную идею, и вообще объединяющее начало... Но сегодня он во многом разделяет людей, уехавших и оставшихся, старых и молодых, живущих в,,реале’’ и в Сети. На тот же интернет-лексикон с его яростной порчей орфографии (превед, пазитиф, кросавчег, ржунимагу и т. д.) можно было бы не обращать внимания. Ну, сленг и сленг. Но! У него необычайная популярность, вызывающая бурю эмоций - от щенячьего восторга до лютой ненависти [6].

По мнению директора Института мозга человека Российской академии наук (РАН), доктора биологических наук С. Медведева: ,,Талантливый мерзавец, главный пропагандист Третьего рейха

Й. Геббельс практически за несколько лет с помощью всего-навсего радио и газет - тогда еще не было полноценного телевидения - изменил сознание миллионов людей. Из нации культурной создал нацию зверей. Без всякого гипноза, нейролингвистического программирования, вживления электронных датчиков.’’ [7].

3. Создатели документального фильма „Волшебный глаз Третьего рейха’’ на канале,,Россия’’ уверяют, что гитлеровская Германия находилась в шаге от создания полноценного телевидения! Фрагмент из сценария фильма. Геббельс: ,,Превосходство зрительной картинки над слуховой заключается в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения’’, которое,,нельзя держать под контролем: все равно каждый увидит свое’’. Поэтому следует,,сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же’’ [8].

Идея о том, что современное телевидение оказывает сильнейшее влияние на психику зрителей, причем влияние это бывает зачастую негативным и деструктивным, не нова. Она воспринимается практически, как аксиома. Особенно, если речь идет о не до конца сформировавшейся психике детей и подростков.

В среднестатистической семье телевизор работает до семи часов в день: на каждого члена семьи приходится по четыре часа. Обычный человек проводит перед телевизором приблизительно 1640 часов в год или почти пятнадцать лет из отпущенной нам природой активной жизни. Психологам известно, что телепередачи, независимо от их содержания оказывают на зрителя выраженное гипнотическое действие, вводя его в измененное состояние психики. Гипноидное состояние резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы ее запечатления и программирование поведения.

Американский теоретик информационных систем Мария Винн отмечает: ,,Совсем не отличаясь от наркотиков или алкоголя, телепереживание позволяет своему участнику вычеркнуть мир реальный и войти в приятное и пассивное состояние”.

Все больше людей страдают от нового вида зависимости - заппинга, это буквально маниакальное переключение телевизионных каналов. Беспорядочное тыканье в кнопки пульта - в основе этого навязчивого состояния лежит депрессия или тревога, что чревато задержкой интеллектуального развития [9].

4. Величайшее изобретение человечества - глобальные компьютерные сети - также хранят в себе потенциальные угрозы. В книге,,іВгаіп: Как пережить технологическое изменение мозга’’ ее автор Г. Смолл пишет: ,,... поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то... мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются’’.

,,Интернет создает лишь иллюзию доступности информации и технической оснащенности, - говорит автор монографии „Происхождение мозга’’ С. Савельев. - У так называемых „цифровых аборигенов’’ нагрузка на мозг непрерывно снижается. Даже от программистов сегодня не требуется того интеллектуального уровня, который был им необходим 10 - 15 лет назад. Они пишут программы - как складывают кубики. Интеллектуальная деградация в таких условиях гарантирована’’ [10].

Таким образом, вышеуказанное свидетельствует, что перечисленные составляющие лекции играют сейчас неоднозначную роль в восприятии студентами информации в целом и лекционной информации, в частности. Материал лекции плохо запоминается, не гарантируется последующего роста интеллектуального уровня студента.

По словам главного врача Луганской областной клинической психоневрологической больницы Г. С. Рачаускаса, в последнее время нервно-психические расстройства выходят на одно из первых мест в мире по уровню распространенности. ,,Усиливающаяся тенденция к психическому нездоровью - это оборотная сторона развития цивилизации, технического роста’’ [11].

Современная лекция - это сгусток большого по объему, разнообразного по содержанию и формам подачи лектором учебного материала. Если раньше лекцию можно было напечатать, потом записать на магнитофон (с учетом эмоционального стиля чтения лекции и вопросов студентов), то теперь, наверное, лекцию надо снимать на видео (лектор использует дополнительно ко всему еще и мультимедиа).

В процессе чтения лекции по информационным технологиям преподаватель может проецировать на экран изображения формул и текстов программ, блок-схемы алгоритмов, таблицы, синтаксические диаграммы операторов языков программирования, окна и другие иллюстрации к изучаемым программным продуктам, графики, рисунки, шаблоны документов, формы, информацию из сети Іпїегпеї;, модели технических средств (статические и анимированные), временные диаграммы процессов, фрагменты учебных фильмов.

По мнению авторов, важнейшим достижением является возможность демонстрации отдельных приемов работы с программными продуктами. Например, „вживую’’ можно иллюстрировать способы программирования, тестирования, исправления ошибок. Здесь можно провести параллель с показательной операцией хирурга для студентов - медиков.

Направленность настоящей работы, во первых, состоит в том, чтобы убедить преподавателя в необходимости при подготавовке к лекции критически учитывать проблемы применения в ней языка, графики, мультимедиа. Естественно, нужно учитывать и проблемы восприятия математических выкладок, структурирования информации, способов подачи материала и т. д. Но эти проблемы изучены лучше, чем проблемы связанные с использованием в лекциях мультимедиа.

Активность студентов на таких лекциях традиционно сводится к прослушиванию и просмотру материала, составлению конспекта, диалогу с лектором, участию в обсуждениях. Правда студент должен помнить, что на лекции взять телевизионный пульт и переключиться на другой канал ему не удастся. Смысл непонятных слов надо вияснять, и это может быть труднее, чем разобраться в молодежном жаргоне. Студенту также надо избавляться от иллюзий, что он может так же четко как преподаватель, без підготовки, непринужденно и легко изложить материал лекции.

Предположим, что лекция идеально сбалансирована по содержанию, по языку, по сценарию использования мультимедиа (как идеал - лучшие образцы художественных и научно-популярных фильмов), по организации обсуждения отдельных вопросов. Может ли студент сразу же освоить этот материал? Ответ, как правило, - нет, из-за большого объема нового материала. За каждым словом лектора кроется большой труд, и надо тоже потрудиться, чтобы разобраться в излагаемом.

Именно поэтому следует организовать самостоятельное изучение и анализ лекции студентом. Предлагается, чтобы после лекции для закрепления материала и применения новых знаний каждый студент самостоятельно создавал свой текстово-графический образ лекции (например, на листе бумаги формата А4) - опорный конспект. По аналогии с известным опорным конспектом, предложенным педагогом

В. Ф. Шаталовым [12]. Разница только в том, что предлагаемый опорный конспект создает сам студент, а не преподаватель.

Опорный конспект лекции может содержать:

- основные положения лекции;

- отдельные слова, формулы;

- рисунки, таблицы, схемы;

- операторы алгоритмических языков и фрагменты программ;

- словесное или графическое представление алгоритмов;

- выполнение заданий, полученных на лекции;

- ссылки на непонятый материал и соответствующие планируемые вопросы к лектору;

- выдержки из литературы или сайтов сети Интернет, которые использовались при самостоятельном изучении лекции, и ссылки на эти источники;

- идеи и предложения студента по материалу лекции;

- прогноз по материалу следующей лекции;

- выводы.

Обосновывая необходимость разработки опорного конспекта лекции, мы считаем, что таким образом лекционный материал будет должным образом воспринят и обработан студентом. За лектором обязательно закрепляется проверка опорных конспектов, которые должны быть наглядными и, следовательно, легко проверяться.

Направленность настоящей работы, во вторых, состоит в том, чтобы убедить преподавателя организовать и реализовать совместную работу со студентом над опорным конспектом лекции.

Литература

1. Карчевский В. П., Карчевская Н. В. Особенности лекции с использованием мультимедиа. Інтеграція освіти, науки та виробництва. Збірник наукових статей та матеріали міжнародної науково-практичної конференції (28-29 квітня 2009). — Луганськ-Стаханов, 2009. — С. 89-97.

2. Вахрушева Т. Ю., Кайдалова Л. Г. Методичні засади інтерактивних лекцій // Нові технології навчання. - 2006. - №45. - С. 103-107.

3. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. 4. Уоллэйс Роберт. Мир Леонардо. 1452-1519 / Пер. с англ. М. Карасевой. - М. : ТЕРРА, 1997. - 192 с.

5. Кузьмінський А. І. Педагогіка вищої школи : навч. посіб. - К. : Знання, 2005. - 486 с. 6. Островская Н. Великий и могучий превратился в,,йазыг падонкафф’’? // Комсомольская правда в Украине. — 28 июля 2008 г. — С. 15. 7. Кузина С. Мы не знаем о мозге чего-то принципиально важного. // Комсомольская правда в Украине. — 14 января 2009 г. — С. 8-9. 8. Садков П. Для Гитлера снимали реалити - шоу и ,,мыльные оперы’’ // Комсомольская правда в Украине. — 30 октября 2008 г. — С. 16-17. 9. Ромашова Ю. Телевизор вызывает зависимость и депрессию // Комсомольская правда в Украине. — 20 января 2009 г. - С. 9. 10. Кузина С. Интернет съедает наш мозг // Комсомольская правда в Украине. — 20 января 2009 г. — С. 15.

11. Варенберг А. 80 000 часов под гипнозом // Секретные материалы 20 века. — №16 (246). — 2008. — С. 20-21. 12. Шаталов В. Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике : Кн. для учителя: Из опыта работы / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман, А. М. Хаит. - М. : Просвещение, 1989. - 143 с.

Карчевський В. П., Карчевська Н. В. Сучасні мультимедійні лекції і їх засвоєння студентами

У статті наведено факти небажаного впливу мультимедіа на засвоєння студентами матеріалу сучасних лекцій. Обґрунтовано необхідність складання студентами опорних конспектів для вивчення матеріалу лекцій і здійснення контролю засвоєння їх змісту.

Ключові слова: лекція, мультимедіа, опорний конспект, вплив, засвоєння.

Карчевский В. П., Карчевская Н. В. Современные

Мультимедийные лекции и их усвоение студентами

В статье приведены факты нежелательного влияния мультимедиа на усвоение студентами материала современных лекций. Показана необходимость составления студентами опорных конспектов для изучения материала лекций и осуществления контроля усвоения их содержания.

Ключевые слова: лекция, мультимедиа, опорный конспект, влияние, усвоение.

Karchevskiy V. P., Karchevska N. V. Modern multimedia lectures and their mastering students

The facts of undesirable influence of multimedia are resulted on mastering of material of modern lectures students. The necessity of drafting of supporting compendia students is rotined for the study of material of lectures and realization of control of mastering of their maintenance.

Keywords: lecture, multimedia, supporting compendium, influence, mastering.

УДК 377